Игорь Немодрук. КОЛИИВЩИНА.  ШО ЦЕ БУЛО? ИЛИ СЕПАРАТИЗМ XVIII века.

17 мая  Киевсовет принял решение отпраздновать 29 мая 2018г. знаменательную дату в истории Украины – 250 летие Колиивщины.

Колиивщина – крестьянское восстание на Правобережной Украине 1768г под предводительством Железняка.  Сложное и тяжёлое было время. Восстание было жестоким, крайне кровавым, досталось всем – и полякам, и униатам, и евреям и православным.

Учёные до сих пор спорят по многим вопросам, касающимся этого восстания, начиная от происхождения самого термина «колиивщина»

( то ли от слова «кол», основного доступного оружия восставших, то ли от слова «колий» — профессиональный забойщик, резчик скота,  в основном свиней) и заканчивая оценки тех событий, в  частности еврейским погромам.  Нам, выросшим в традициях века XX, сложно судить людей, живших в жестоком  XVIII веке.  Нам кажется дикостью эпизод Уманьской резни, когда восставшие, то ли казаки, то ли крестьяне,  захватив Умань, в которую, спасаясь, стеклись из окрестностей  поляки и евреи, повесили на дверях костёла поляка, еврея и собаку и надпись сделали «Лях, Жид и Собака усе вера однака».  Но и противная сторона отличалась не меньшей дикостью.  До этого польские конфедераты часто казнили православных украинцев, вешая на одном дереве  священника и собаку.

 Сложное время, сложное, противоречивое и неоднозначное.  Лично я, к примеру, 

не смог однозначно осудить  или оправдать гайдамаков ( ещё один термин, о котором спорят. Но многие соглашаются, что он происходит от слова «гайда» т. е. «пошли», «идём») за их жестокость. 

  Я описываю эти события в своём  романе «Казаки», и когда я давал читать отрывки из него своим друзьям, я несколько раз слышал вопрос: «Так ты за кого?  За еврея или за гайдамаков?»  Ниже я приведу этот отрывок, что бы и вы поняли весь драматизм того восстания.

 

 

Однако этой  неоднозначностью решили воспользоваться в современной Украине.

 

Так 17 мая 2018 года, депутаты Киевсовета приняли решение о праздновании 29 мая 250-летия Колиивщины. За соответствующее решение проголосовали 83 человека.

Годовщину Колиивщины будут торжественно отмечать 29 мая этого года, ее включили в перечень празднования памятных дат в столице.

Согласно решению, автором проекта которого является Юрий Сиротюк (фракция ВО “Свобода”), Киевская горгосадминистрация  (КГГА) совместно с РГА должны организовать тематические информационные, учебно-воспитательные, культурно-художественные и другие мероприятия в учебных заведениях. Кроме того, запланировано проведение научно-практических конференций и заседаний за круглым столом.

Как сообщалось, такое решение направлено на активизацию патриотического воспитания украинской молодежи и сохранение памяти об освободительной борьбе украинского народа. По убеждению автора документа, он будет способствовать формированию единства украинской нации.

 

Однако то ли по своему недомыслию, то ли рассчитывая на неграмотность людей, по принципу «толпа схавает»,  депутаты Киеврады упустили один важный момент.  Несмотря на всю противоречивость Колиивщины, один факт не подлежит сомнению – восставшие выступали за отсоединение Правобережья от Польши и…. !ВНИМАНИЕ!…..  присоединение к России!

Так, после занятия Умани 10 июня 1768 года,  на состоявшейся раде Железняк был выбран гетманом провозглашённой повстанцами Правобережной Гетманщины в составе Российской империи.

Вдумайтесь, люди!  Свободовцы Киеврады предложили и депутаты проголосовали за празднование 250 летия СЕ-ПА-РА-ТИЗ-МА !  Пусть и в веке   XVIII, но сепаратизма, и сепаратизма   проросийского!

Во шо это такое с их стороны?!        Идиотизм?      Шизофрения, то бишь,  раздвоение личности?   Скудоумие?              Или это хитрожопость, держащая свой народ за тупое, неграмотное быдло?

У меня лично, нет ответа на эти вопросы…..

 

Ну и напоследок краткое описание тех событий и обещанный отрывок из романа.

 

Восстание вспыхнуло в 1768 году на Правобережной Украине.  После Руины  Правобережье отошло обратно в состав Речи Посполитой и поляки продолжили  на этой территории политику экономического, религиозного и политического угнетения православного населения, в первую очередь крестьян.  Для польских землевладельцев эти земли были далёкой провинцией, окраиной государства, Украиной. И они очень некомфортно себя здесь чувствовали, предпочитая сдавать свои маетки вместе с крепостными в аренду, в основном евреям, а самим жить на своей родине, в исторической Польше.  Евреи же арендаторы, нещадно эксплуатировали  крестьян, выжимая из них средства не только для хозяина-поляка, но и для себя. Распространённой практикой было, когда арендатор отбирал ключи от православного храма и разрешал проводить требы только после внесения определённой платы в свой личный доход.   На фоне религиозного гнёта католической шляхты против православия, такие «выходки» арендаторов получали одобрения со стороны властей.   Вот где кроются корни той жестокости гайдамаков не только по отношению к полякам-католикам или униатам, но и к евреям.

Восстание возглавил запорожский казак  Максим Железняк.

Он распространил клич, что у него имеется так называемая «Золотая

грамота» от российской императрицы Екатерины Великой, в которой она призывает православных восстать против гнёта поляков и присоединиться к России. И хотя, как оказалось позже, такой грамоты у Железняка не было, эта идея была широко воспринята и поддержана православным населением Правобережной Украины и к Железняку стали массово стекаться крестьяне.

И не только крестьяне.  Испуганное пламенем пожара польское население и еврейство бежало в Умань,  довольно укреплённую на тот момент крепость и город.  Польский губернатор Умани Рафал Младонович  вместо того, что бы выслать навстречу восставшим подчинённые ему хоругви (хоругвь – воинское подразделение в  польской армии) , выслал  отряд надворных казаков польского магната Потоцкого под командой Ивана Гонты.  Надворные казаки – это казаки на службе у отдельного магната.   Не у государства, как реестровые, не у вольного братства, как запорожцы, а у частного лица.  Такая вот распространённая практика была в тогдашнем Польском государстве.

Ну а Гонта со своим отрядом, как православные казаки, плоть от плоти народной, всем составом перешли на сторону восставших.

Потом был захват Умани и Уманская резня, в которой по разным оценкам погибло до 20 тысяч мирного населения (хотя и тут есть противоречия – любой шляхтич принадлежит к воинскому сословию и мирным его вряд ли можно назвать).

Потом было подавление восстания присланным  по приказу Екатерины отрядом под командованием полковника Гурьева.   Российских подданных из числа захваченных в плен восставших судили российские власти, присудив в основном битьё кнутом и каторгу. Ну а Гонту и других польских подданных судила польская  специальная судебная комиссия под руководством региментаря Иосифа Стемпковского. Практически всех подвергли мучительным казням.  Так наказание  Гонте должно было длиться на протяжении двух недель и сопровождаться ужасными пытками. В течение первых 10 дней палач должен был отрывать с него по полоске кожи, а затем приступить к четвертованию: на 11-й день отрубить ноги, на 12-й руки, на 13-й вырвать сердце и на 14-й отрубить голову. Останки Гонты должны были выставить в 14 городах Правобережной Украины на специально построенных виселицах. Гонта с чрезвычайным мужеством и даже юмором переносил пытки. На третий день казни коронный гетман Ксаверий  коронный гетман Ксаверий Браницкий, будучи не в состоянии выносить кровавого зрелища, приказал отрубить Гонте голову и уехал, чтобы не видеть дальнейшего. После этого приведение приговора в исполнение было продолжено уже над трупом.]

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *